Время на прочтение: 4 минут(ы)
Несмотря на новости о том, что автопроизводители сокращают планы по выпуску электромобилей, и электрогрузовики — не исключение, в последние несколько месяцев появились на удивление позитивные новости о внедрении электромобилей.
Что касается легковых автомобилей, то, по оценкам BNEF, в последнем квартале прошлого года доля электромобилей в мировых продажах достигла 20%. Китай и Европа значительно опередили США, но этот квартал стал рекордным и на других рынках.
За рынком коммерческих электромобилей следят не так пристально, но в последние месяцы 2023 года также были зафиксированы рекордные продажи электрогрузовиков. Китай уже несколько лет работает в этом направлении, и, похоже, что эти усилия приносят свои плоды.
За декабрь прошлого года в Китае было продано более 5600 средных и тяжелых грузовиков с электроприводом или топливными элементами (на водороде). Это количество составило впечатляющие 10% от общего объема продаж подобного транспорта и увеличило общее количество коммерческих электромобилей в Китае до 330 000 (данные за 2023 год). В декабре 22 легкие коммерческие электромобили занимали около 16% китайского рынка.
Эти цифры могут показаться скромными, но предполагалось, что тяжелые грузовики будут одним из самых сложных сегментов для электрификации, и многие компании и эксперты ожидали, что спрос на углеводороды в стране будет расти еще долгие годы. Завоевание 10% рынка — это значимый шаг.
К сожалению, в настоящее время растет список областей, в которых, по мнению отраслевых аналитиков, электрификация будет продвигаться с трудом — от автобусов до паромов. Достижение такого уровня продаж на крупнейшем в мире автомобильном рынке, пусть даже всего в одном месяце, означает, что, вероятно, пришло время убрать из этого списка тяжелые грузовики.
Технология сменных аккумуляторов
В китайских данных о большегрузных электроавтомобилях есть еще две интересные истории. Первая заключается в том, что водородные топливные элементы наконец-то стали заметны на общем фоне: в декабре было продано более 1000 тяжелых грузовиков на топливных элементах. Это самый высокий показатель на сегодняшний день и более чем в два раза больше, чем в ноябре того же года. Китай предоставляет производителям грузовиков очень серьезные стимулы для внедрения автомобилей на водороде, и рынок начинает реагировать на это.
Перед водородным грузовым транспортом по-прежнему стоит множество задач, и их продажи, скорее всего, не будут идти такими же темпами, как сейчас — в период действия субсидий. Но приятно видеть, что технология, которая была такой многообещающей на протяжении многих лет, наконец-то набирает обороты. Потребители проявляют очень мало интереса к водородному топливу в пассажирских автомобилях, но эта технология все еще может сыграть свою роль в части небольших транспортных системах. Хотя, в долгосрочной перспективе, вероятно, выиграют чисто электрические модели, поскольку литий-ионные аккумуляторы продолжают дешеветь и совершенствоваться, а скорость зарядки быстро растет.
Вторая история заключается в технологии сменных аккумуляторов, которая также способствует росту продаж грузовых автомобилей в Китае. Аналитик BNEF Сийи Ми (Siyi Mi) недавно собрал данные обо всех автомобилях с возможностью быстрой замены аккумуляторов, проданных в стране, и обнаружил, что, хотя она и остается нишевой технологией для легковых автомобилей, почти половина всех тяжелых электромобилей, проданных в прошлом году в Китае, имели возможность быстрой смены аккумулятора. В 2021 году этот показатель не превышал 34%.
Электрогрузовики эксплуатируются на промышленных объектах, портовых складах, в шахтах и сталелитейных заводах. Более легкий коммерческий транспорт со сменными аккумуляторами обычно используются в городских перевозках, и BNEF ожидает дальнейшего роста в этой сфере, поскольку улучшение экономической ситуации и ужесточение требований к выбросам вредных веществ как в во всем мири, так и в Китае привлекает больше внимания к электрическим моделям. Последним и наиболее сложным сегментом для решения остаются дальнемагистральные грузоперевозки.
Масштабирование зеленого транспорта
…или традиционная ложка дегтя. Пока что технология сменных батарей остается почти исключительно китайской инициативой, которой помогают местные производители. CATL, крупнейший поставщик аккумуляторов в мире, в последние годы очень интересуется этим способом масштабирования применения электротранспорта.
Но нужно признать, что активность в других странах ограничена. В прошлом году в Европе компания Iveco выпустила электрический фургон для доставки грузов с тремя типоразмерами сменных аккумуляторов, а в Японии испытания грузовика с возможностью замены аккумуляторов проводятся Mitsubishi Fuso.
Все это указывает на то, что, возможно, грядут серьезные перемены. Последние несколько лет Китай экспериментировал с оптимальным способом обезуглероживания тяжелых грузовиков. По мере того, как будут проходить новые этапы тестирования, Поднебесная начнет активнее продвигаться к более высокому уровню внедрения. Это похоже на то, что произошло с электрическими легковыми автомобилями — Китай экспериментировал с различными подходами в течение 2010-х годов, а затем в 2020-х добился ощутимого успеха. BNEF ожидает, что в этом году продажи электромобилей в Китае составят почти 40% от общемирового объема продаж.
Другие хорошие новости про электротранспорт
В Ижевске начата сборка электрокара для ЖКХ
Использованы материалы:
https://about.bnef.com/blog/chinas-clean-truck-surprise-defies-the-ev-slowdown-narrative/