Министерство экономического развития России предлагает увеличить субсидии для малых и средних предприятий (МСП), которые экспортируют свою продукцию за рубеж. Согласно проекту приказа, о котором пишут «Известия», максимальная сумма субсидии на транспортировку товаров за границу будет повышена с 500 тысяч до 1 миллиона рублей на одну компанию. Это позволит российским производителям выходить на иностранные рынки с более конкурентными ценами и увеличить долю несырьевого экспорта.
Транспортная субсидия предоставляется в рамках услуг центров поддержки экспорта (ЦПЭ), которые оказывают содействие МСП в организации и осуществлении транспортировки товаров, погрузочно-разгрузочных работ, перегрузки с одного транспорта на другой, сортировки, консолидации, разукрупнения, маркировки, переупаковки продукции. Услуги ЦПЭ включают также консультации по вопросам таможенного оформления, сертификации, страхования и другим аспектам экспортной деятельности. Поддержка оказывается на территории России в отношении товаров, которые предназначены для продажи за рубежом. Мера предоставляется на условиях софинансирования: 20% от компании, 80% — от ЦПЭ.
В пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что проект приказа направлен на «увеличение лимитов по приоритетным услугам центров поддержки экспорта в рамках действующего финансирования за счет сокращения сумм на менее востребованные услуги». Итоговые размеры лимитов пока обсуждаются, добавили в пресс-службе.
По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), из 6 миллионов компаний МСБ не более 60 тысяч продают свои товары за границу. Бизнеса с реальным экспортным потенциалом — 130-140 тысяч компаний. Только 1% российских МСП экспортирует свою продукцию, сообщила ранее генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.
Представители бизнес-сообщества и эксперты приветствуют инициативу Минэкономразвития. Вице-президент, руководитель исполкома «Деловой России» Нонна Каграманян отметила, что для сектора МСП наиболее критичен сильный рост затрат экспортеров на логистику. Стоимость логистики для малого бизнеса стала препятствием при поставка за рубеж — многие МСП не могут себе позволить экспорт финансово. Каграманян добавила, что транспортная субсидия стала одной из самых действенных мер поддержки.
«Увеличение ее размера расширит возможности роста несырьевого экспорта, позволив российским производителем больше выходить на иностранные рынки и с более конкурентными ценами», — сказала собеседница газеты «Известия».
Генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич отметил, что помимо роста затрат на логистику компании столкнулись со сложностями с проведением трансграничных расчетов и избыточными мерами тарифного и нетарифного регулирования по отношению к продукции, экспортируемой из России.
«Промышленным компаниям, в том числе экспортерам, доступен ряд мер государственной поддержки, нацеленных на качественный рост бизнеса, среди них — льготные финансирование и лизинг, а также помощь в расширении рынков сбыта продукции», — сказал Исаевич.
Директор научно-исследовательского центра экономической географии и регионалистики ИПЭИ РАНХиГС Степан Земцов добавил, что стимулировать экспорт важно — это способствует росту выручки и увеличению производительности.