В восприятии многих, особенно старшего поколения, российское образование идет по традиционному пути: 11 классов школы, за которым следует разделение, в котором примерно 20% студентов, часто не отличившихся в учебе, продолжают профессиональное обучение, в то время как большинство стремится получить высшее образование, часто в таких областях, как экономика и право, что приводит к насыщенному рынку труда, многие из которых работают за пределами своей области обучения. Эта точка зрения может быть пронизана ностальгией по системе образования советской эпохи, известной своей доступностью и упором на каторжный труд.
Однако реальность российского образования по состоянию на 2024 год рисует иную картину:
57% выпускников получили высшее образование, при этом большинство остановилось на степени бакалавра, а 8% продолжили обучение после нее.
Треть выпускников переезжают на обучение в другой город, как правило, в областной центр, причем сельские студенты переезжают в 2,5 раза чаще, чем городские.
В государственных учреждениях обучаются 94% этих студентов, из них 81% учатся на дневном отделении. Несмотря на это, только 44% студентов бакалавриата учатся бесплатно.
Мифа о всеобщей бесплатности высшего образования постепенно разрушается, поскольку многие востребованные профессии требуют платного образования.
Мужчины и сельские жители чаще получают бесплатное образование, как правило, в менее популярных технических областях.
Во время учебы треть студентов вузов работают, половина из них не по специальности, что указывает на разрыв между образованием и возможностями трудоустройства.
После окончания учебы многие сталкиваются с проблемами трудоустройства из-за отсутствия опыта, более низкой, чем ожидалось, заработной платы или нехватки вакансий, что приводит их к таким секторам, как розничная торговля или авторемонт, где только две трети в конечном итоге работают по своей специальности.
Те, кто платит за свое образование, как правило, быстрее находят работу, что указывает на разницу в области платного и бесплатного образования.
Почти все выпускники медицинских, ветеринарных, военных и музыкальных специальностей находят работу по своей специальности, в отличие от социологов, политиков, юристов, экономистов. Основная причина работы за пределами своей области – несоответствие ожиданий от работы, особенно в отношении заработной платы.
Таким образом, современное образование в России практически поровну разделено на среднее и высшее, причем последнее преимущественно платное и значительная часть выпускников работает за пределами своей специальности из-за неудовлетворенных ожиданий по заработной плате. Это отражает сложную ситуацию в сфере образования, в которой чаяния и реальность часто расходятся, что подчеркивает важность приведения образовательных траекторий в соответствие с требованиями рынка труда.