С 1 октября 2023 года вступили в силу новые правила оплаты коммунальных услуг, которые должны защитить права потребителей и увеличить ответственность собственников жилья. Основное изменение касается распределения затрат на содержание общедомового имущества (ОДИ) между жильцами. Теперь, если по вине кого-то из собственников возникли новые затраты на ОДИ, то оплачивать их придется нарушителю, а не управляющей компании или всем жильцам дома.
Например, если кто-то из жильцов сломал лифт или повредил дверь подъезда, то он должен возместить ущерб. Если же виновник не установлен, то затраты распределяются пропорционально площади помещений всех собственников дома. Также, если кто-то из жильцов не оплачивает свою долю за ОДИ, то его долг может быть взыскан с него в судебном порядке.
Эти новые правила прописаны в Гражданском кодексе РФ, который был дополнен пунктом 3 статьи 448. В нем говорится, что «в случае возникновения затрат на содержание общего имущества в многоквартирном доме по вине одного или нескольких собственников помещений в таком доме эти затраты возмещаются указанными собственниками». Также в ГК РФ добавлен пункт 4 статьи 448, который устанавливает, что «в случае невозможности установить лицо, по вине которого возникли затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме, эти затраты распределяются между всеми собственниками помещений в таком доме пропорционально площади их помещений».
По мнению экспертов, эти нововведения должны способствовать повышению качества обслуживания жилых домов и снижению конфликтов между жильцами и управляющими компаниями. Доцент кафедры экономической политики и экономических измерений ГУУ Наталья Казанцева считает, что новые правила оплаты ЖКХ «направлены на то, чтобы заставить людей беречь общее имущество и нести ответственность за свои действия». Она также отмечает, что новые правила оплаты ЖКХ «позволят избежать переплаты за ОДИ тем жильцам, которые не нарушают правила проживания и не причиняют ущерба общему имуществу».
В целом, новые правила оплаты ЖКХ являются важным шагом в реформировании жилищно-коммунального хозяйства и повышении качества жизни граждан. Однако для их успешной реализации необходимо согласованное действие всех заинтересованных сторон: государства, управляющих компаний, собственников жилья и общественных организаций.