В России запустят продажу алкоголя и табака с помощью биометрии

  
В России запустят продажу алкоголя и табака с помощью биометрии

С 2024 года россияне смогут покупать алкоголь и табачные изделия, подтверждая свой возраст с помощью биометрической идентификации. Об этом сообщил генеральный директор Центра биометрических технологий (ЦБТ) Владислав Поволоцкий в интервью газете «Известия». ЦБТ является оператором Единой биометрической системы (ЕБС), которая создана при участии «Ростелекома», Центробанка и Росимущества.

Для того, чтобы воспользоваться новым сервисом, покупателям нужно будет сдать свои биометрические данные в ЕБС, а также иметь подтвержденный цифровой профиль на портале госуслуг. При покупке алкоголя или никотиносодержащей продукции достаточно будет посмотреть в камеру, которая сравнит слепок лица с базой данных ЕБС и подтвердит возраст покупателя. Таким образом, не потребуется предъявлять паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

По словам Поволоцкого, новый сервис будет работать в тех торговых точках, которые уже оборудованы устройствами для оплаты покупки по лицу. Такие технологии уже внедрены в некоторых сетях, например, в «Перекрестке» и «Пятерочке», где можно расплатиться с помощью сервиса «Сбера» «Плати улыбкой». Однако для массового использования нового сервиса потребуется время на настройку терминалов и касс самообслуживания, а также интеграцию информационных систем, добавили в ЦБТ.

Некоторые ретейлеры уже выразили заинтересованность в новом сервисе. Так, X5 Group (сети «Перекресток» и «Пятерочка») планирует реализовать технологию подтверждения возраста на кассах самообслуживания, сообщил вице-президент компании Станислав Богданов. В пресс-службе «Магнита» сказали, что заинтересованы в идентификации покупателей по цифровому паспорту и считают этот способ «наиболее перспективным сегодня в части верификации возраста».

В ЦБТ отметили, что основное преимущество подтверждения возраста биометрией — создание бесшовного сервиса для оплаты товаров. Сейчас при покупке алкоголя или никотиносодержащей продукции клиенты сначала предъявляют паспорт, а затем расплачиваются, а после запуска нового сервиса для этого будет достаточно одного взгляда в камеру. Кроме того, биометрия как способ оплаты отличается безопасностью — благодаря ей банки уже сейчас могут более качественно идентифицировать клиентов, а время на обслуживание покупателя уменьшается, что поможет сократить очереди в магазинах.

В ЦБ также подчеркнули, что биометрия позволит торговым сетям полностью исключить ошибку в части продажи алкоголя и табачной продукции несовершеннолетним гражданам. Это также даст преимущества предпринимателям в точках продаж с большим клиентопотоком, сказал директор департамента эквайринга «Промсвязьбанка» Никита Хомутов. В пресс-службе ВТБ сказали, что банки с помощью технологии подтверждения возраста по слепку лица банки смогут нарастить транзакционную активность у тех ретейлеров, которым они проводят транзакции.

Однако не все готовы к распространению технологий с применением слепков лица. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев полагает, что возможность оплаты лицом пока массово не применяется, а у потребителей еще нет сформированной покупательской привычки. Распространение технологий с применением слепков лица тормозится неготовностью граждан предоставлять свои данные в ЕБС, сказал директор подразделения «Диджитал» банка Абанка ДОМ.РФ Олег Комлик. Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов добавил, что распространение оплаты по биометрии может привести к уменьшению числа сотрудников в тех торговых сетях, где еще не распространены кассы самообслуживания.

Posted on