Два крупных холдинга, объединяющих региональные аэропорты России, обратились к помощнику президента Игорю Левитину с предложением о выделении средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на обновление взлетно-посадочных полос и другой аэродромной инфраструктуры, которая принадлежит государству. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники.
По данным издания, холдинги «Новапорт» и «Аэропорты регионов» предлагают предоставить аэропортам льготные кредиты под 2% годовых на срок 25–30 лет, которые будут возвращаться за счет нового сбора с пассажиров. Размер этого сбора может составлять 3–5% от стоимости билета. Таким образом, аэропорты хотят компенсировать недостаток государственного финансирования, которое сокращается с каждым годом.
Правительство России поручило Министерству транспорта изучить данное предложение и рассмотреть возможность реализации аэродромных проектов через государство-частное партнерство. Однако в Минтрансе отметили, что недопустимо перекладывать расходы на пассажиров в виде дополнительных сборов, так как это повысит стоимость авиаперевозок и снизит спрос на них.
В настоящее время некоторые аэропорты уже используют аналогичный механизм, включая в сбор за взлет-посадку для авиакомпаний инвестсоставляющую за концессию аэродрома. Например, так делает аэропорт Шереметьево. Однако собеседник «Коммерсанта» в одном из региональных аэропортов признал, что такого рода сборы не покрывают все расходы на модернизацию инфраструктуры, и поэтому «придется покрыть авиакомпаниям, а издержки перевозчиков — пассажирам».
В 2024 году заканчивается федеральный проект «Развитие региональных аэропортов», на который в проекте бюджета на 2024 год выделено 27,4 млрд рублей, что на 22% меньше, чем планировалось ранее, и на 25% меньше, чем в 2023 году. Эксперты считают, что когда бюджетных средств не становится больше, расходы на аэродромные проекты придется переложить на пассажира, независимо от того, как будет называться новый сбор. Они также отмечают, что в международной практике приняты аэропортовые сборы в размере $2–3 с пассажира, но в России такой сбор в эквиваленте до 300 рублей не будет достаточен для финансирования реконструкции аэродромов. По оценке гендиректора ассоциации «Аэропорт» Виктора Горбачева, при пассажиропотоке в 100 млн человек в год такой сбор принесет лишь 30 млрд рублей, что явно недостаточно для модернизации инфраструктуры.
Эксперты полагают, что такое предложение может привести к разным последствиям. С одной стороны, оно может способствовать развитию и модернизации аэродромной инфраструктуры в России, повысить безопасность и комфортность полетов, а также расширить возможности для региональных перевозок. С другой стороны, оно может повысить стоимость авиабилетов для пассажиров, снизить спрос на авиаперевозки, а также увеличить нагрузку на авиакомпании, которые будут вынуждены платить больше за взлет-посадку.