В 2022 году Россия установила антирекорд по выплатам иностранным авторам музыки. По данным Российского авторского общества (РАО), они получили всего 20,7 млн руб. —это самый низкий показатель с 2017 года. Эксперты связывают это с ростом популярности отечественного контента и проблемами с переводом денег за границу. Об сообщает РБК.
РАО — это организация, которая собирает роялти от телеканалов, радиостанций, кинотеатров и других заведений, где звучит музыка, и распределяет их между авторами произведений. В 2022 году РАО собрало 3,2 млрд руб. в пользу всех авторов — и российских, и иностранных. Из этой суммы РАО выплатило всем авторам почти 2 млрд руб.
Однако большая часть этих денег досталась российским авторам, а иностранные получили крохи. В 2021 году они получили от РАО 131,4 млн руб., а в 2020 году — 125 млн руб. В 2022 году же их доходы упали до 20,7 млн руб. — это самый низкий уровень за последние шесть лет.
Представитель РАО объяснил, что размер выплат зависит от объёма сборов и распределения вознаграждения. Если сборы или распределение уменьшаются, то уменьшается и размер выплат. Кроме того, он отметил, что на внутреннем рынке наблюдается рост интереса к отечественному контенту и активное «импортозамещение» музыки в кино и на телевидении.
Сергей Бабич, организатор международного форума музыкальной индустрии Colisium, также связывает снижение выплат с тем, что из-за пандемии в Россию практически не приезжали иностранные артисты, а также с тем, что у РАО нет технической возможности переводить деньги за границу.
Ранее стало известно, что владельцы ресторанов, кафе и магазинов всё чаще стали отказываться от лицензионного музыкального сопровождения из-за высоких тарифов РАО. С марта по конец мая 2022 года число заказчиков в России уменьшилось в 2,4 раза.
Эксперты считают, что такое снижение выплат иностранным авторам музыки в России может иметь разные последствия. С одной стороны, это может способствовать развитию отечественной музыкальной индустрии, поскольку российские авторы получают большую долю роялти и могут инвестировать в создание новых произведений. С другой стороны, это может негативно сказаться на международном сотрудничестве в сфере музыки, поскольку иностранные авторы могут потерять интерес к российскому рынку и уменьшить количество лицензированных произведений. Кроме того, это может привести к ухудшению качества и разнообразия музыкального контента, доступного для российских слушателей и зрителей.