28 и 29 октября в столице Республике Коми проходят премьерные показы первого в нашей стране балета, поставленного по произведениям классика отечественной литературы, гражданина и патриота Александра Зиновьева (1922-2006). Его столетие, отмечавшееся на общенациональном уровне на основании указа президента Российской Федерации, дало толчок к новому осмыслению его идей, породив целый каскад художественных и научных проектов.
Это и скульптурные, и портретные изображения великого русского мыслителя, диссертационные исследования и книги об одном из отцов русской логики и социологии. Поддержанный Президентским фондом культурных инициатив и Биографическим институтом Александра Зиновьева, Академический театр оперы и балета Республики Коми и его балетная труппа во главе с Заслуженным артистом России Андреем Меркурьевым, обратилась к роману Александра Зиновьева «Иди на Голгофу». Это одно из самых пронзительных произведений Александра Зиновьева, настоящая повесть о Человеке, его Душе, о Добре и Зле, всегда предлагающим Человеку нелегкий выбор.
Ольга Зиновьева, президент Биографического института Александра Зиновьева, почетный президент Международного общества «Россия – Германия», супруга и хранитель наследия Александра Зиновьева назвала «Крик» «фантастическим балетом», «балетом XXI века». «Это балет, который входит в историю русского балета. Недавно мы отмечали 350 лет отечественному балету, 351-й год знаменуется вот такой постановкой. Я счастлива, что это произошло здесь, в рабочем, в трудовом, все понимающем, все переживающем вместе с нами Сыктывкаре», — сказала она на премьере.
Мировая премьера балета «Крик» – хореографического дебюта Андрея Меркурьева состоялась в мае 2014 года, спустя несколько дней после драматических событий в охваченной Русской весной Одессы. Тогда, несмотря на шок и потрясение, премьеру спектакля в Одесском театре оперы и балеты по настоянию Ольги Зиновьевой отменять не стали и «Крик» стал реквиемом по сожженной, окровавленной Одессе. Российская премьера балета «Крик» так же проходит в непростое время, далеко выходя за рамки события в мире искусства.
Наполненный ультрасовременными световым решением и мощным моушн-дизайном, двухактный балет в Сыктывкаре представили уже в новой версии, в частности переосмыслен и изменен финал спектакля. Художником-постановщиком и сценографом балета стал модельер Игорь Чапурин. Хореографом-постановщиком спектакля вновь стал заслуженный артист России, лауреат «Золотой маски» Андрей Меркурьев. Неизменными осталось либретто, соавторами которой стали дочь писателя Полина Зиновьева и Андрей Меркурьев, и музыка – синтез классики и модерна. Музыку создали французские композиторы Серж Упэн, Эрван Меллек и композитор из Бельгии Жерар Ванденбрук. Прозвучит также музыка Джованни Соллима, Макса Рихтера, Питера Васкса, Рихарда Вагнера.
«Это история о выборе пути, о том, быть тебе вместе со всеми или идти своей дорогой, априори долгой и трудной. Мой герой выбирает путь одиночества, поскольку хочет сохранить себя как человека, достичь чего-то нового, изменить мир», — говорит Андрей Меркурьев.
После премьерного показа в Сыктывкаре запланированы гастроли в Москве, Костроме – на родине Александра Зиновьева, в Санкт-Петербурге и Донецке. В фойе театров будет развернута выставка, посвященная жизни и творчеству Александра Зиновьева.
Наследие мыслителя включает более шестидесяти книг, лирику и картины. Свои книги он посвятил важным проблемам социологии, социальной философии, этики и логики. Автору «Зияющих высот» — самой знаменитой его работы, из-за издания которой на Западе в 1978 году его вместе с семьей по решению Политбюро ЦК КПСС выслали из страны, принадлежит и новый жанр литературы – «социологический роман», стоящий на стыке художественного творчества и социологии.