За последние десятилетия российская система образования (на всех уровнях) прошла этап существенной трансформации. В результате чего, помимо иных, в том числе и дискуссионных «достижений», «многие говорят о том, что учитель сегодня – самое бесправное существо, которое имеет в основном обязанности перед учебным заведением и родителями учеников» .
Однако сегодня в российской образовательной сфере мы наблюдаем процесс переосмысления преобразований прошлых лет, это касается, в частности, и Болонской системы образования, и роли учителей, которая за последние годы, фактически свелась исключительно к «трансляции» знаний обучающимся, а также возрождения (в том числе и на нормативно-правовом уровне) института наставничества, который сегодня призван помочь решению ряда социально-значимых проблем, включая, например проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций и их последующей адаптации на рабочем месте. Так, План мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года (см. пункт 9) предусматривает подготовку предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части организации и прохождения практик, стажировок, наставничества (ученичества). А 2023 год в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 объявлен годом педагога и наставника. При этом в данном Указе подчеркивается особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность. Фактически, это означает признание того, что роль и предназначение системы образования гораздо шире, чем выполнение узких функций передачи знаний о том или ином предмете. Наставник – лицо, передающее не только знания, но и свой жизненный опыт, порой – и систему ценностей, это человек, который служит примером для наставляемого, мотивирует последнего на профессиональный и личностный рост, помогает адаптироваться в коллективе.
Подобный подход находит свое отражение и в проекте профессионального стандарта «Наставник» , разработанном ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения». Например, данный документ предусматривает в том числе наставничество в рамках трудовых отношений (подготовка кадров, обучение и развитие персонала) и наставничество в системе образования и содержит описание трудовых функций – выполнение руководителями, специалистами среднего и высшего уровня квалификации, а также рабочими (служащими) функций наставника на рабочем месте, выполнение функций наставника детей и молодежи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и в организациях, осуществляющих просветительскую деятельность.
Вместе с тем полагаем, что одним из важных форматов наставничества, который целесообразно предусмотреть если не на уровне законодательства, то на уровне подзаконных нормативных – правовых актов, является наставничество в предпринимательстве (бизнесе). Данный формат наставничества выпадает из наставничества в рамках трудовых отношений (подготовка кадров, обучение персонала) или наставничества в системе образования – хотя в последнем случае, если речь идет об образовании в сфере предпринимательства, то такие программы могут предусматривать привлечение в рамках образовательного процесса и бизнес-наставников. В то же время, на практике как предприниматели (состоявшиеся и будущие), так и другие лица, далеко не всегда выстраивают отношения наставничества в рамках образовательных программ. В роли наставников могут выступать родственники, знакомые, друзья, иные лица, заинтересованные в наставничестве. Это подтверждает и недавний опрос ВЦИОМ . Соответственно, максимальная формализация наставничества, с одной стороны, способствуя упорядочиванию процесса и минимизации злоупотреблений со стороны «лже-менторов», в то же время может лишить данный институт гибкости, индивидуального подхода и, как следствие, эффективности. Необходимо определить «реперные точки» или «императивы» наставничества, оставив известную долю свободы в рамках отношений «наставник – наставляемый», поскольку наставничество нельзя полностью приравнивать к образовательному процессу, подчиняющемуся достаточно строгой регламентации.
Такими императивами должны быть:
• четкий общепринятый понятийный аппарат: «наставник», «наставляемый», «наставничество» и др.
• основные функции, права и обязанности, границы ответственности наставников и наставляемых;
• наставничество не должно нарушать требования законодательства, например, наставник не должен: способствовать совершению наставляемым каких-либо правонарушений; использовать неэтичные методы, в том числе оскорблять, унижать наставляемого; совершать иные действия, которые могут причинить вред наставляемому (иным лицам и отношениям).
Несмотря на рекордно низкий уровень безработицы, для российского рынка труда все еще остается характерным разрыв между ожиданиями работодателей и возможностями работников. Прежде всего это касается молодых специалистов – выпускников образовательных учреждений. Поэтому институционализация и широкое практическое применение наставничества в организациях способно помочь не только молодым специалистам, но и вообще всем новым сотрудникам эффективно вливаться в трудовой коллектив, научиться на практике применять полученные в образовательном учреждении знания, профессионально расти.
21 сентября 2023 г. в Великом Новгороде состоялось расширенное заседание Президиума Государственного Совета, посвященное вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации»1. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на заседании отметил проблему востребованности выпускников вузов, колледжей, техникумов: «Если при дефиците кадров в стране молодой человек не может найти работу, возникает целый ряд абсолютно закономерных вопросов: необходимы ли экономике те специалисты, те компетенции, которые вы готовите, и как сработали учебные заведения, его коллективы, насколько полно, качественно подготовлен к будущей работе выпускник?». В этой связи глава государства подчеркнул роль наставников образовательных организаций, которые «должны чувствовать изменения на рынке труда, реагировать на них своевременно» и «напрямую работать с теми, ради кого вы работаете, и, безусловно, налаживать предметное взаимодействие с работодателями с этой целью, причём прямо у себя – в конкретном городе, в регионе.»
И безусловно, что решать эти задачи система образования должна во взаимодействии с работодателями.