Регинвестстандарт: особенности и специфика работы по его внедрению региональными ТПП

  
Регинвестстандарт: особенности и специфика работы по его внедрению региональными ТПП

Система ТПП участвует в реализации Регинвестстандарта с 2021 года. Особенность текущего года заключается в том, что в работе по внедрению и подтверждению его внедрения впервые принимали участие все региональные торгово-промышленные палаты.

По словам президента ТПП РФ Сергея Катырина, в числе их основных задач было проведение опроса инвесторов и подготовка по их итогам заключений, разработка предложений по совершенствованию Регинвестстандарта. Также палаты участвовали в реализации проекта «Клиентский путь инвестора» в «пилотных» регионах РФ, призванного оптимизировать и упростить взаимодействие инвесторов с ресурсоснабжающими организациями и образовательной программе для членов региональных инвестиционных команд.

О том, как проходит эта работа рассказали руководители ТПП Брянской, Курской и Нижегородской областей.

Президент ТПП Брянской области Антонина Катянина:
В результате проведенной нами работы, степень оценки элементов Стандарта со стороны инвесторов оказалась достаточно высокой. Это свидетельствует о его успешном внедрении в регионе. Однако не менее важно, что инвесторы направили в наш адрес предложения и замечания по его улучшению и корректировке.
Необходимо отметить, что проведенная работа позволила, помимо подтверждения внедрения Стандарта,  получить обратную связь от инвесторов  для дальнейшего совершенствования взаимодействия бизнеса и региональных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности и экономического потенциала Брянской области.
Анализируя работу Брянской ТПП по подтверждению внедрения Регионального инвестиционного стандарта  необходимо выделить несколько ключевых этапов этой деятельности, каждый из которых имеет свою специфику и особенности.  
На  подготовительном этапе, прежде всего, – это разработка всех элементов Стандарта региональными органами исполнительной власти с непосредственным привлечением к участию специалистов и членов Брянской ТПП, а также представителей региональных  объединений предпринимателей, с которыми мы определили механизм и формы совместной работы.
Такая совместная деятельность позволила участникам детально ознакомиться с содержанием Стандарта, определить практическую значимость его элементов и способы их реализации в процессе инвестирования, составить представление об  их использовании на практике.  
На этом же этапе определялись формы и методы взаимодействия с региональными органами исполнительной власти  и институтами развития – Агентством инвестиционного развития по информационному обеспечению внедрения Стандарта. Это размещение сведений о составных элементах Стандарта и переходящих ссылок на информационных ресурсах региона для доступа и ознакомления реальных и потенциальных инвесторов, а также использование других способов информирования: рабочих встреч, презентаций, публикаций в СМИ.
Итогом высокого уровня взаимодействия с региональными органами власти по вопросам внедрения Стандарта стало включение президента Брянской ТПП в состав Инвестиционного комитета при Губернаторе Брянской области, а также включение ответственного сотрудника палаты в состав региональной команды по обучению по программе РАНХиГС «Управленческое мастерство: развитие региональных команд».
На предварительном этапе была проведена постановка задач по внедрению Стандарта со стороны ТПП РФ с детальными рекомендациями по организации работы, что также явилось значительным плюсом и позволило успешно провести опрос инвесторов.
Важно отметить, что нашей палатой проводились самостоятельные консультации с коллегами из регионов, уже участвовавших в опросе по внедрению Стандарта ранее. Таким образом, были задействованы механизмы межпалатского сотрудничества.
При общей координации Брянской ТПП была создана Региональная инвестиционная группа по подтверждению внедрения Стандарта, сформирован и утвержден ее состав общим количеством в 56 инвесторов-респондентов для участия в опросе.
Мы постарались донести до наших партнеров (и,  судя по результату опроса, у нас это получилось)  важность и общность задачи по внедрению Стандарта для региона в целом.
На этапе проведения опроса главным фактором выступила организация работы с инвестором. Необходимо было довести до каждого, предмет опроса, познакомить его с элементами Стандарта, обозначить их практическую значимость и показать, как это работает в  инвестиционном процессе.
 

Президент ТПП Курской области Алексей Белодуров:  
Внедрение Регионального инвестиционного стандарта в Курской области ведется уже второй год. В 2023 году были трудности по верификации стандарта, послужившие точками роста в совместной работе всех участников этого процесса. Ключевой фактор здесь — недостаточная информированность бизнеса о существующей системе поддержки новых инвестиционных проектов.
Мы видим, что требуется дополнительная работа с предпринимателями, выступающими в качестве экспертов. Необходимо составить стратегию продвижения стандарта так, чтобы инвесторы знали не только, как он работает, но и как проходит мониторинг его внедрения, понимали важность результатов опроса для региона, которые, помимо положительного инвестиционного имиджа, влияют на возможность получения дополнительных средств из федерального бюджета. А это потенциальная господдержка, которая может быть использована на развитие территории.
Помимо этого, требуется совершенствование методики проведения мониторинга внедрения Регинвестстандарта в части внедрения дифференцированного подхода, исходя из реального экономического потенциала региона.
Нужно свести к минимуму дублирование опросов по данной тематике различными структурами и ведомствами. Такое дублирование формирует негативное отношение инвесторов к этой работе.
Следует отметить, что у нас налажен конструктивный диалог деловых объединений с правительством региона, Корпорацией развития Курской области. Уверен, что совместные усилия позволят нам уже к концу года не только подтвердить внедрение Регионального инвестиционного стандарта в Курской области, но и эффективно работать в дальнейшем по улучшению инвестиционного климата с целью увеличения объема инвестиций в регионе.
 

Генеральный директор ТПП Нижегородской области Иван Разуваев:

По итогам инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив в 2023 году Нижегородская область впервые вошла в тройку лидеров, заняв почетное третье место, в то время как в 2018 году регион находился на 70-м месте. Прямое взаимодействие с бизнесом и деловыми организациями стало одним из ключевых факторов, позволивших Нижегородской области совершить такой рекордный скачок.
В 2021 году Нижегородская область вошла в число первых двенадцати  регионов, в которых внедрялся Региональный инвестиционный стандарт. На сегодняшний у нас внедрены все его элементы.
В качестве «единого окна» работает Корпорация развития Нижегородской области, которая содействует реализации проектов на всех стадиях — от предоставления информации о регионе и возможных мерах поддержки, осмотра инвестплощадок до ввода объекта в эксплуатацию.
Для решения проблемных вопросов инвесторы обращаются в Совет по стратегии и инвестициям, который регулирует разрешение спорных моментов между инвестором, органами исполнительной власти, местного самоуправления и ресурсоснабжающими организациями. Для бизнеса сформирована удобная карта с базой инвестплощадок региона, инвестиционная декларация и свод инвестиционных правил, содержащий алгоритмы действий инвестора по подключению к объектам инфраструктуры и получению разрешительной документации. Свод содержит пошаговую инструкцию действий инвестора для реализации проекта в регионе.
 В рамках внедрения Регионального инвестиционного стандарта в Нижегородской области были отобраны 62 предприятия, которые стали участниками Региональной инвестиционной группы. Из них 30 инвесторов предложила ТПП Нижегородской области из числа своих членских организаций. Кроме того, 11 предприятий — членов ТПП Нижегородской области входят в региональные экспертные группы.
Торгово-промышленной палатой Нижегородской области проведен мониторинг удовлетворенности участников региональной инвестиционной группы, по итогам которого выявлено ряд проблем. Так, инвесторы указывают на длительные сроки технологического присоединения к сетям инженерной инфраструктуры и высокую стоимость работ.
Основная задача Регионального инвестиционного стандарта — сократить путь инвестора от возникновения идеи до осуществления капиталовложений. Важную роль в этом сыграл запуск проекта «Сквозной инвестиционный поток», который направлен на повышение прозрачности и упрощение взаимодействия инвестора с органами исполнительной власти и ресурсоснабжающими организациями при реализации инвестиционных проектов. В результате его внедрения значительно сократились сроки и количество запрашиваемых документов при подключении инвестора к объектам инженерной инфраструктуры.
Нижегородская область подтвердила внедрение Регионального инвестиционного стандарта и вошла в топ-11 регионов  с лучшими практиками работы инвестиционных команд. Среди лучших практик можно выделить личную вовлеченность губернатора в реализацию Регинвестстандарта, тесную работу с бизнесом и  деловыми объединениями.
Хорошо выстроенная «обратная связь» между властью и бизнесом напрямую влияет на решение инвесторов вкладывать средства в проекты в регионе. Губернатор Нижегородской области и его заместители регулярно проводят встречи с бизнесом, в том числе на площадке ТПП Нижегородской области.
Качественно выстроена работа инвестиционного комитета – Совета по стратегии развития и инвестициям при Губернаторе Нижегородской области. Любой инвестор может обратиться в инвесткомитет, где с привлечением ответственных органов власти решаются проблемные вопросы. Ведется работа над совершенствованием механизма по сбору «обратной связи» от инвесторов.

Posted on