Уход западных ИТ-компаний не смог остановить рост российского рынка ПО

  
Уход западных ИТ-компаний не смог остановить рост российского рынка ПО

Несмотря на то, что в 2022 году весь ИТ-рынок сократился на 8–10%, сегмент российского ПО вырос на 8% в долларовом выражении.

Согласно данным ассоциации «Руссофт», объем российского рынка программного обеспечения (ПО) вырос на 1% в рублевом выражении и в 2022 году составил 1,13 трлн руб. В долларовом же увеличился на 8,8% до $16,56 млрд. При этом рынок ПО в рублевом выражении почти не изменился в 2022 г., а рост в долларовом выражении вызван укреплением рубля по отношению к доллару.

Согласно исследованию «Руссофта», продажи отечественных софтверных компаний на внутреннем рынке ПО составили 640 млрд руб. (или $9,35 млрд), в то время как услуг по заказной разработке было продано на 264 млрд руб. (или $3,86 млрд). По мнению экспертов, полученные результаты свидетельствуют о кардинальном изменении ситуации на рынке ПО. Так, доля зарубежного ПО сократилась с 34% до почти 20%, а доля отечественного ПО увеличилась с 66% до почти 80%.

Еще в 2022 году большая часть прогнозов строилась вокруг того, что российский ИТ-рынок значительно «просядет», напомнил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Оказалось, что рынок очень гибкий и быстро адоптируется к меняющимся внешним условиям. Это, в частности, касается и ПО. До активизации политики по импортозамещению к российскому программному обеспечению со стороны потребителей и вправду было много вопросов. Некоторые вообще относились к нему иронично, на что, конечно, есть свои причины. Но драйвер в виде ухода иностранных компаний оказал весомое воздействие на сегмент в части создания продуктов, удовлетворяющих потребности пользователя», – пояснил Антон Немки.

Важная тенденция в части ПО – не замещение, а создание новых решений, отметил депутат. «Это важно подчеркнуть. В настоящий момент
разработчики не только замещают продукты ушедших компаний, но и создают новые решения. Это касается не только корпоративной сферы (например, разработка различных офисных программ), но и сегментов, которые ориентированы на массового потребителя», – считает депутат.

Конечно, основная потребность сейчас – интеграция российского ПО для персональных компьютеров и ноутбуков, заметил Антон Немкин. «В настоящий момент основным потребителем компаний становится корпоративный сектор, в то время как массовому потребителю отечественные решения все еще неизвестны. Это вопрос, который компании должны держать в повестке. Завоевание потребительского сегмента – трудная задача, но текущие условия как никогда благоприятны для подобных проектов», – заключил парламентарий.

Posted on