Министерство транспорта России разработало проект новых требований к камерам наблюдения за дорожным движением, который предусматривает увеличение расстояния между камерами, контролирующими однотипные нарушения, и установку информационных щитов перед передвижными камерами за городом. Проект вызвал критику у представителей отрасли, которые считают, что он может привести к росту аварийности и затруднить оперативное реагирование на опасные участки дорог.
По проекту Минтранса, зоны контроля камер по однотипным нарушениям могут запретить ставить ближе 1 км в населенных пунктах, за городом — ближе 5 км, сообщает «Коммерсантъ». Исключения допускаются «в зависимости от расположения мест концентрации ДТП». Кроме того, камеры не должны закрывать собой светофоры и дорожные знаки.
Проект также касается передвижных камер, которые применяются за городом. Они должны быть обозначены не только стационарными знаками, но и информационными щитами с указанием «контролируемых условий и режимов движения». Щиты предлагается ставить за 150–300 м до зоны съемки, чтобы водители могли заметить их на любой полосе движения с расстояния не меньше 100 м. Власти регионов будут обязаны уведомлять ГИБДД о включении новой камеры не позже, чем за 20 дней.
Представители отрасли высказали ряд возражений по проекту. Оператор подмосковной системы фотовидеофиксации «МВС груп» назвал «неопределенной» норму, ограничивающую допустимое расстояние между камерами. Компания сочла, что это правило будет противоречить закону и может спровоцировать увеличение числа ДТП. Кроме того, 20-дневный срок передачи информации об установке комплексов «МВС груп» назвала «избыточным и необоснованным», так как норма не позволит оперативно реагировать на возникшие очаги аварийности — сейчас передвижные комплексы наблюдения выводятся на места контроля в среднем в пятидневный срок.
Ассоциация ОКО, объединяющая производителей камер и операторов систем наблюдения, предложила отправить проект на доработку, прежде всего — из-за требования ставить камеры только в местах повышенной аварийности (участок дороги не более 200–1000 км в городе и вне его, где в течение года произошло более трех ДТП одного вида с пострадавшими или более пяти разных аварий). Ассоциация считает, что следует оставить право размещать камеры в местах, где выявлены признаки возникновения очага аварийности, например единичные аварии с пострадавшими.
Эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман отметил, что информационные щиты могут помочь в качестве меры профилактики нарушений, но большая конструкция на временной опоре грозит обладать высокой парусностью — из-за чего ее сдует с обочины на дорогу. Эксперт усомнился, что власти Москвы смогут выполнить требование о минимальной дистанции между камерами.