Несмотря на все усилия операторов по борьбе со спамом, введенные меры помогают лишь незначительно снизить число таких звонков.
С начала года сетевой спам-трафик увеличился на 35%. С января по август 2023 года число таких звонков с 28,5 млн в месяц увеличилось до 48,5 млн в месяц, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные «Мегафона». При этом речь идет именно о спам-звонках, а не о действиях мошенников.Помимо прочего, эксперты «Мегафона» отмечают изменения в поведении спамеров, которые стремятся к адаптировать собственные спам-стратегии к различным защитным механизмам мобильных операторов. Например, если раньше один и тот же номер использовался в течение месяца, то сейчас речь идет о нескольких часах.
Данные о росте спам-звонков фиксируют и другие операторы. Так, в «Тинькофф» зафиксировали двукратный рост числа спам-звонков с начала года. В МТС за период январь – июнь 2023 года заблокировали «свыше 1 млрд нежелательных вызовов, что на 28% больше, чем за первое полугодие прошлого года». Последние, однако, не уточнили, идет ли речь исключительно о спам-звонках.
Спам-звонки уже несколько являются повседневностью для жителей нашей страны, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «В последнее время эта проблема действительно приобретает колоссальные масштабы. Доходит до того, что многие абоненты просто не берут трубки с незнакомых номеров. Конечно, такая ситуация является очень нездоровой. При этом не совсем понятен смысл такой активизации со стороны рекламщиков. По большей части россияне реагируют как минимум раздраженно на такие действия, поэтому непонятно, на какого это рассчитано», – отметил эксперт.
В настоящий момент как государство, так и операторы, и ИТ-компании предпринимают шаги по сокращению масштабов проблемы, напомнил Антон Немкин. «Положительная тенденция в том, что бизнес действительно включился в разрешение данного вопроса и не оставил пользователя один на один как со спам-звонками, так и телефонными мошенниками. Сюда можно отнести и разработки в сфере телефонных ассистентов, и ведение больших баз данных телефонных номеров, определённых как нежелательные, с последующей блокировкой такого звонка. Тем не менее и мошенники, и рекламщики оказываются очень гибкими и находят новые способы дозвониться до абонентов», – считает эксперт.