Минтранс хочет ограничить количество дорожных камер

  
Минтранс хочет ограничить количество дорожных камер

Министерство транспорта России разработало проект постановления правительства, которое устанавливает новые требования к дорожным камерам, фиксирующим нарушения Правил дорожного движения. Проект, с которым ознакомился “Ъ”, предусматривает, что камеры, контролирующие один и тот же вид нарушения, не должны располагаться ближе 1 км в городе и 5 км за городом. Кроме того, регионы должны будут заранее уведомлять ГИБДД о включении новых камер и обозначать их на дорогах специальными щитами. Эксперты считают, что эти меры не повысят безопасность дорожного движения, а только уменьшат эффективность системы фотовидеофиксации.

Проект постановления правительства является одним из документов, которые должны вступить в силу с 1 сентября 2024 года в рамках так называемой «реформы камер». Эта реформа была инициирована президентом России Владимиром Путиным в 2021 году после жалоб водителей на чрезмерное количество камер и несправедливые штрафы. В сентябре 2021 года Госдума приняла закон, который ужесточает правила применения дорожных камер. Согласно закону, камеры могут устанавливаться только в определенных местах, где есть высокий риск ДТП, и согласовываться с ГИБДД. Также в законе предусмотрены правила отключения камер в случае ремонта дороги, изменения дорожной разметки или знаков и т. д.

Проект постановления правительства, которое дополняет закон, содержит ряд технических деталей, касающихся установки и обозначения камер. В частности, в проекте говорится, что зоны контроля камер, фиксирующих одни и те же виды нарушений (например, превышение скорости), не могут находиться ближе 1 км друг к другу в населенных пунктах и не ближе 5 км за городом. Это правило может быть нарушено только в случае, если в данном месте есть «место концентрации ДТП» — то есть участок дороги, где за год произошло три или более ДТП с пострадавшими одного вида или минимум пять разнородных аварий. Также в проекте указано, что камеры должны быть установлены так, чтобы не закрывать дорожные знаки и светофоры, а передвижные камеры за городом должны быть обозначены информационными щитами, на которых будут указаны контролируемые условия и режимы движения. Кроме того, региональные власти должны будут сообщать ГИБДД о включении новой камеры не позже чем за 20 дней.

Эксперты, опрошенные “Ъ”, отрицательно оценили эти нормы. По их мнению, они не способствуют повышению безопасности дорожного движения, а только снижают эффективность системы фотовидеофиксации. В частности, они считают, что ограничение расстояния между камерами не имеет смысла, так как водители могут нарушать скоростной режим на любом участке дороги, а не только там, где уже есть аварийность. Также они полагают, что заранеее уведомление ГИБДД о включении новой камеры и обозначение ее на дороге лишает камеру эффекта неожиданности и позволяет водителям заранее притормаживать перед зоной контроля, а потом снова ускоряться. Эксперты предлагают сохранить возможность устанавливать камеры и в тех местах, где есть признаки возникновения очага аварийности — например, единичные ДТП с пострадавшими или большое число однотипных нарушений.

Напомним, что важной частью «реформы камер», стартующей с 1 сентября вместе с новым законом, должны стать также поправки к КоАП. В кодексе должна появиться норма, запрещающая выносить штрафы с камер, установленных (или применяемых) в нарушение правил или обозначенных не по правилам. Такой законопроект уже подготовлен сенаторами Андреем Турчаком, Андреем Клишасом и Ириной Рукавишниковой; он был принят в первом чтении в декабре 2021 года, но с тех пор находится без движения.

Posted on