Производители алкоголя предлагают поднять цену на водку в России

  
Производители алкоголя предлагают поднять цену на водку в России

Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), в который входят крупнейшие компании отрасли, обратился к Минфину с предложением повысить минимальные цены на водку с 2023 года. По мнению СПАП, это необходимо для того, чтобы компенсировать рост издержек на производство и оборот алкоголя, а также увеличение акцизов, которые планируется провести с 2024 года.

В письме, которое было направлено главе Минфина Антону Силуанову в сентябре и которое стало известно «Коммерсантъ», СПАП предлагает поднять минимальные отпускные цены на водку с 229 до 243 рублей за пол-литровую бутылку, оптовые — с 238 до 253 рублей, розничные — с 281 до 301 рубля. Таким образом, водка может подорожать на 7% по сравнению с текущими ценами.

В СПАП объясняют свое предложение тем, что производители алкоголя сталкиваются с ростом затрат на импортные укупорочные средства, тару и ингредиенты из-за девальвации рубля и ухудшения логистической ситуации. Кроме того, они напоминают, что по плану правительства акциз на водку с 2024 года должен повыситься на 5%, до 128,6 рубля за 0,5 л. По оценкам СПАП, в 2023 году затраты на производство и оборот алкоголя могут вырасти на 10% и более.

Представители СПАП также утверждают, что повышение минимальных цен позволит избежать продажи водки ниже себестоимости и снижения производства. Они также выражают опасение, что некоторые компании могут использовать схемы уклонения от налогов или получать поддержку от региональных бюджетов для того, чтобы продавать водку дешевле конкурентов.

В Минфине подтвердили факт получения обращения от СПАП и заявили, что оно находится на рассмотрении. Два источника в отрасли сообщили «Коммерсантъ», что предложение СПАП скорее всего будет поддержано министерством.

Водка категории минимальной розничной цены (МРЦ) занимает около 35% рынка, сказал руководитель WineRetail Александр Ставцев. По его словам, такие бренды есть почти во всех магазинах и у всех крупных игроков. Исключением можно назвать только Novabev Group (Beluga, «Мягков», «Беленькая»), чье присутствие в сегменте МРЦ незначительно, добавил эксперт. Алкогольные компании не хотят уступать нишу конкурентам, но маржа постоянно сжимается, а оптимизировать издержки бесконечно невозможно, сказал он.

В последний раз минимальные розничные цены на крепкий алкоголь повышались в России в январе 2023 года. Тогда водка подорожала на 7,7%. Для водки 0,5 л минимальная отпускная цена для производителей была повышена с 214 до 229 руб., оптовая – с 222 до 238 руб., цена продажи в розницу – с 261 до 281 руб.

Эксперты считают, что взможные последствия такого повышения могут быть разными. С одной стороны, это может привести к увеличению доходов бюджета от налогов на алкоголь, а также к снижению потребления крепкого алкоголя и улучшению здоровья населения. С другой стороны, это может способствовать росту нелегального производства и продажи водки, а также увеличению цен на другие виды алкоголя.

Posted on