Каковы ключевые факторы успеха для российских франшиз в новых условиях? Специалисты подчеркивают важность гибкости и способности адаптироваться к изменениям на рынке.
В международных отношениях России со странами Европы и США наблюдается тенденция к потеплению. Хотя прогнозы пока делать рано, отечественному бизнесу стоит подготовиться к возможному снятию части санкций, возвращению зарубежных франшиз на российский рынок и открытию иностранных рынков для российских компаний. Об этом сообщили в компании «Франч Брокер», которая уже более 5 лет занимается созданием, упаковкой и продвижением франшиз. За это время их командой было создано свыше 1000 франшиз, что делает компанию крупнейшим игроком на рынке с оборотами, значительно превышающими ближайших конкурентов.
В «Франч Брокер» уверены, что возвращение зарубежных брендов не представляет угрозы для российского бизнеса. Во-первых, за последние годы многие отечественные компании благодаря политике импортозамещения достигли высокого уровня конкурентоспособности. Это делает вход западных франшиз на рынок более сложным по сравнению с 90-ми годами, когда они занимали практически пустую нишу. Во-вторых, зарубежные франшизы не начнут возвращаться сразу - иностранные компании будут долго оценивать геополитическую обстановку. В-третьих, за последние годы снизилось преклонение перед западными брендами, а российские предприниматели активно осваивают современные бизнес-тренды. Например, «Франч Брокер» уже работает с уникальной франшизой школы по обучению детей работе с нейросетями, аналогов которой в мире нет. Многие российские франшизы даже ждут возвращения зарубежных конкурентов, чтобы стимулировать собственное развитие.
Эксперты компании считают, что опасаться западных брендов не стоит - напротив, именно им придется готовиться к конкуренции. Если раньше выход на зарубежный рынок был для франчайзеров скорее имиджевым шагом, то сейчас многие российские франшизы федерального уровня планируют масштабироваться до международных. Более того, вокруг России формируется новый экономический лагерь, что подтверждается успехом саммита «БРИКС» в Казани. «Франч Брокер» уже сотрудничает с объединением «БРИКС» для вывода российских франшиз на рынки стран-участниц.
Хотя Китай стал приоритетным рынком для России, в «Франч Брокер» считают, что для российских франшиз более перспективным направлением может стать Индия. В Китае высокая конкуренция среди локальных брендов, тогда как в Индии, куда перемещаются производственные мощности многих компаний, есть нехватка продукции в определенных нишах. «Франч Брокер» планирует выходить на индийский рынок в первую очередь с IT-франшизами.
Компания смотрит в будущее с оптимизмом: «Мы много лет продвигаем отечественные франшизы, и нам удается делать это стабильно, независимо от политической обстановки. Сейчас, на фоне потепления в отношениях с Европой и США, ситуация на рынке франчайзинга выглядит более позитивной».