Минпромторг хочет изменить для автопрома подход к локализации электроники, пишет “Коммерсант”. Предлагается на два года повысить число начисляемых баллов локализации за уже выполняемые операции по сборке блоков управления двигателей, а с 2026 года — резко сократить, если не будут использованы отечественные компоненты. Баллы автоконцернам нужны для возврата утильсбора.
От баллов зависит доступ к господдержке и объем возвращаемого утильсбора. Выпускают ЭБУ не автопроизводители, а сторонние поставщики. Всего за ЭБУ двигателя сейчас можно получить 300 баллов. За самый популярный в отрасли после ухода Bosch ЭБУ «Итэлма» концерны набирают 150 баллов (по 75 баллов за поверхностный монтаж компонентов на печатную плату, а также разработку ПО и получение прав на конструкторскую документацию).
В новой версии правил за сборку и права на ПО и конструкторскую документацию можно будет получить 200 баллов, что «увеличивает привлекательность» использования российских ЭБУ, говорят три собеседника “Ъ”. Но с 2026 года подход меняется: потребуется использовать российские компоненты (микросхемы, печатные платы и пр.), за что начисляются дополнительные баллы. В противном случае баллы за уже выполняемые операции снижаются: с 2026 года — до 100 баллов вместо 200, с 2028 года — до 75 баллов.
Как отметил член комитета Госдумы по информполитике Антон Немкин, изменения требований могут стать работающим механизмом мотивации и стимулирования локализации автопроизводителей, производителей ЭБУ и микроэлектроники. “В России есть микроэлектроника, подходящая для автопрома. Повышение баллов за использование отечественных микроэлектронных компонентов будут способствовать поддержки индустрии микроэлектроники. В основе всего развития — страны, экономики — лежит технологическая независимость. И обеспечивают ее в первую очередь отечественные современные технологические процессы с собственной элементной базой для производства оборудования”, – прокомментировал Немкин.